В Я-15 на разъём на передней панели выведено переменное напряжение около 12В, но на оборотах оно может достигать 70В.
Так же в Я-15 стоит встроенный выпрямитель, вход которого подключен параллельно разъёму переменного напряжения, а выпрямленный выход "висит" в воздухе.
Самое простое - подключить + и - этого штатного выпрямителя к акуму 7-60Ач, а параллельно акуму запитывать технику. Но не вся техника выдержит нестабилизированное напряжение.
Чтобы получить более качественное постоянное напряжение, после выпрямителя нужно подключать стабилизатор, а ужЕ к нему нагрузку.
Есть 2 основных типа стабилизаторов: шунтирующий и не шунтирующий(импульсный).
Шунтирующий включается параллельно диодному выпрямительному мосту и при превышении на выходе 14В он делает короткое замыкание подмаховичной генераторной катушки мотора и таким образом замыкая\размыкая её поддерживает нужное напряжение на выходе.
Это простая схема, но с невысоким КПД и вызывает сильный нагрев генераторной катушки, что не очень хорошо.
Более предпочтителен
не шунтирующий стабилизатор - он сложнее, но он максимально эффективен - при превышении нужного напряжения на выходе стабилизатора он не замыкает генераторную катушку, а размыкает её! Таким образом катушка не греется и КПД выше.
Я сделал не шунтирующий стабилизатор по схеме ниже.
Сегодня испытал его - при входном сетевом переменном напряжении от 12 до 36В на выходе стабильно имел 14,2В.
Бюджет данного стабилизатора - около 80грн.(10$)
Схему взял тут(сообщение 5939):
http://www.moto.com.ua/forum.php?id=...page=290#pryam
ПС.
Данный стабилизатор подойдёт на ЛЮБОЙ аналогичный мотор с установленной под маховиком генераторной катушкой, а не только на Яму-15!
ППС.На Яме-15 коннектор и кабель на разъём переменного напряжения на передней панели стОит несколько сотен гривен и под заказ!!!

Но на поверку оказалось, что контакты разъёма это обычные автомобильные контакты "папа" и "мама", которые стоят копейки!
Так что данный стабилизатор через обычные автомобильные контакты можно подключать прямо к штатному разъёму мотора , а родной выпрямитель мотора вообще не трогать и не использовать!