К ВОПРОСУ О ПОКРЫТИИ ЛОПАСТЕЙ
Основными операциями по созданию самодельных лопастей-дранок из стеклотекстолита с заданным углом сгиба, по использованной мной технологии, являются:
- вырезание заготовки
- слоение лопасти с целью уменьшения ее толщины к концу
- расслаивание комлевой части
- склеивание комлевой части с заданным углом изгиба.
В принципе - вроде бы все (да, чуть не забыл еще пункт - наклеивание отбортовки). Но если задаться целью сделать действительно качественный и относительно долговечный "продукт", то никак не обойти стороной такую сторону дела, как создание защитного покрытия на лопастях. Особенно это касается нижней стороны лопасти, той, с которой и рекомендуется снимать "лишние" слои стеклоткани. Ибо поверхностный слой стеклотекстолита в стоке имеет уже довольно приличные свойства в плане гигроскопичности и прочности.Говоря о гигроскопичности, я имею ввиду то нередкое заблуждение, что, якобы, стеклопластику (стеклотекстолиту, в частности) абсолютно нипочем влияние воды. Это вовсе не так, и опыт людей, конструирующих и эксплуатирующих самые различные изделия из стеклопластика (например, лодки и катера) подтвердит это. Особенно чувствителен стеклопластик к влиянию морской воды. Поэтому первоочередной задачей дополнительного, после слоения ласт, покрытия на расслоеной части является именно защита от воды. Попутно можно решить и другие, менее важные задачи, например, придание самодельным лопастям более "кошерного", эстетичного вида.
Моя личная небольшая практика показала, что попытки заколеровать защитный лак (в моем случае полиуретановый), обычным, акриловым колером потерпели полную неудачу... А специальные, предназначенные для колеровки именно таких лаков, пигменты довольно дефицитны..
Кроме того, яхтенный лак, нанесенный относительно толстым слоем, довольно плохо сохнет, время высыхания образцов составило у меня несколько суток! И все равно высох он не на 100%, ибо потом относительно легко сцарапывался даже ногтем. И без труда смылся ацетоном..
Следующим шагом было создание защитного слоя из эпоксидной смолы. После нескольких неудачных попыток применения разных смол, была найдена "та, что надо" смола и подобрана нужная пропорция смешивания ее с отвердителем. Но, правда, смола была довольно густоватой и слой ее получился относительно большой толщины, да и с не совсем ровной поверхностью. Но не беда.. Наждачная бумага вкупе с ровным деревянным брусочком и терпением творят чудеса!
После подготовки, зашлифовки нижней (а заодно и верхней) поверхностей лопастей со всей очевидностью встал передо мной вопрос - а что дальше? Было два пути. Первый - сохранить "первозданный", желтый цвет ласт и нанести ровный тонкий глянцевый слой защитного эпоксидного лака, получаемого при разбавлении разведенной эпоксидной смолы. Но не ацетоном и прочими растворителями, как неосмотрительно советуют некоторые "спецы", а УАЙТ-СПИРТОМ. Причем, в количестве 5 (а лучше 4) %, и количество это должно быть отмерено весьма точно (при помощи мед.шприца).
Второй путь был в покраске лопастей краской, предложенной коллегой по "ластостроению", Dnepr-ом. Именно так я и сделал. Приобрел в автомагазине баллончик хайгировской "краски эластичной для бамперов, цвет черный" и покрыл лопасти в два слоя, с промежутком времени около часа (краска очень быстро сохнет, в течении получаса, а уже через несколько минут перестает липнуть).
При покраске этой краской нужно иметь ввиду то, что ровный матовый цвет и хорошую агдезию на стеклопластик она даст только при тщательном, ровном зашкуривании поверхностного слоя. Как показали проверки на образцах, на глянцевый, "стоковый" поверхностный слой промышленного стеклотекстолита краска эта ляжет, но будет иметь не матовый, а более глянцевый вид, и, что более важно, держаться будет на гладкой поверхности крайне непрочно.
Итак, покрыл я свои лопасти этой замечательной, стойкой к воде и изгибам краской. Получилось не совсем идеально, но вполне прилично. И пора бы, казалось, вставлять готовые лопасти в галоши и считать "опупею" по созданию самодельного "стекла" завершенной, но меня, как в гайдаевском фильме "терзали смутные сомнения"...
Чтобы их развеять, вчера вечером я взял образец стеклотекстолита с ранее нанесенным на него слоем бамперной краски и поролоновым тампоном нанес тонкий слой того же яхтенного полиуретанового лака (уже без всяких добавок). Как и ожидалось, к утру лак абсолютно высох..
И вот сегодня, в обеденный перерыв я решил проверить свои сомнения и предположения относительности необходимости дополнительного, защитного слоя лака поверх слоя краски. Эксперимент был прост. Я взял шлицевую отвертку и углом ее острия нанес с примерно равной силой несколько царапин в разных направлениях, как по "чистому", незащищенному стеклотекстолиты, так и по покрытому слоем краски участку, а также по части образца, дополнительно покрытом сверху слоем яхтлака. Вот фото, смотрите сами:
Как видно, на незащищенной части стеклопластика появились многочисленные светлые царапины. Это места повреждения слоя связующего стеклоткань компонента, а возможно, и повреждения самой ткани. Именно в такие, поврежденные места, неизбежные даже при самой аккуратной эксплуатации ласт, и будет в первую очередь проникать вода, оказывая свое разрушительное действие. Именно эти, незначительные вначале царапины-повреждения в будущем могут стать концентраторами опасных, критических напряжений, могущих привести в самый неожиданный момент к поломке ласты...
На поверхности, защищенной только бамперной краской, таких светлых царапин существенно меньше. А вот на слое, защищенном еще и лаком, их, сквозных светлых царапин, практически нет. То есть, стеклоткань и связующий ее компаунд повреждений в этих местах не получили. Что и требовалось доказать, как говорила моя мама, учительница математики..
ЗЫ. Надо иметь ввиду, что даже тонкий одинарный слой лака несколько увеличивает жесткость лопасти. Но это увеличение тактильно заметно только на одинарном слое стеклоткани. К тому же его вполне можно не только учитывать при конструировании лопастей, расчете места границ слоения с целью получения требуемой жесткости пластины, но и использовать в случае необходимости, чтобы несколько повысить жесткость уже имеющихся ласт...