Архив
Повышение статуса Государственной экологической инспекции приведет к появлению очередной госструктуры, вмешивающейся в дела предприятий
16 декабря 2001 , Автор: Арсений Громов
До появления Постановления КМУ от 17.11.2001 г. №1520 «Об утверждении Положения о Государственной экологической службе» ГЭИ осуществляла свою деятельность на основании правительственного Постановления от 02.03.1998 г. №244 «Об утверждении Положения о Государственной экологической инспекции Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины». Новый документ Кабмина повысил статус Государственной экологической инспекции с внутренней министерской структуры до самостоятельного правительственного органа, формально состоящего при Министерстве экологии и природных ресурсов (Минэкоресурсов).
Такая трансформация возобновила интерес специалистов к исполнительным полномочиям ГЭИ, разрешающим ей:
Обследовать предприятия с целью проверки соблюдения на них требований по охране окружающей среды, рационального использования и воссоздания природных ресурсов, а также экологической и радиационной безопасности. По результатам этих проверок Госэкоинспекция вправе ограничивать или временно останавливать деятельность предприятий (такое ограничение может выражаться в опломбировании помещений, оборудования, аппаратуры предприятий и объектов). В исключительных случаях инспекция может даже подавать своему министерству предложения по полному прекращению деятельности субъектов хозяйствования.
Останавливать транспортные средства и проводить их осмотр.
Осматривать в пунктах пропуска через государственную границу, на таможнях назначения и отправки все виды транспортных средств.
При этом экологические контролеры во время выполнения своих обязанностей имеют право носить и использовать огнестрельное оружие, специальные средства и средства активной самообороны.
Госэкоинспекция будет контролировать прежде всего крупные промышленные предприятия
По словам консультанта юридической фирмы «Юрконсалтинг» Руслана Драчева (
ucons@ucons.kiev.ua ), контроль ГЭИ касается, прежде всего, крупных субъектов хозяйствования, которые занимаются производством продукции, строительством, добывают или используют природные ресурсы, осуществляют научно-исследовательские работы либо внедрение нового оборудования или технологий, а также осуществляют сброс вредных отходов в окружающую среду в случае, если это приводит к ее загрязнению.
Указанное подтвердил и первый заместитель начальника Госэкоинспекции Виктор Черевко, отметивший в разговоре с корреспондентом «&», что контролирующие полномочия экологической инспекции распространяются, в первую очередь, на «предприятия нефте- и газодобычи, нефтехимии и нефтепереработки (в т. ч. нефтепроводы и автозаправочные станции), химической промышленности и текстильного производства, черной и цветной металлургии, угольной и горнодобывающей отраслей, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, а также на предприятия машиностроения и металлообработки. Сюда попадают и большие животноводческие комплексы, и предприятия по производству пищевых продуктов (мясокомбинаты, молокозаводы, сахарозаводы и спиртзаводы)».
Однако то, что профиль предприятия не совпадает с теми, которые обозначены в этом контрольном списке, еще не означает, что его руководство может игнорировать контрольные притязания ГЭИ. Говорит Руслан Драчев: «В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного постановлением КМУ №1520, Госэкоинспекция имеет право контролировать не только промышленные или строительные предприятия, но и экономических агентов, деятельность которых напрямую может и не быть связана с вредными отходами или использованием природных ресурсов, (например, торговые или сельскохозяйственные фирмы)».
Экологические контролеры будут инспектировать предприятия, руководствуясь «расплывчатыми» полномочиями
По мнению специалистов, наличие у самостоятельной ГЭИ такого объема полномочий и сферы влияния лишь отрицательно скажется на деятельности предпринимателей.
Говорит Руслан Драчев: «В новом документе Кабмина четко не установлено, в каких случаях или при наличии каких правонарушений инспектора ГЭИ могут применять те или иные свои полномочия. Вообще не регулируется вопрос, в каких случаях деятельность предприятий ограничивается, а в каких лишь временно приостанавливается. Не совсем ясно из нормативного акта и то, будут ли опломбироваться все без исключения помещения или объекты предприятия, или только те, которые напрямую связаны с нарушением предприятием экологического законодательства. Такая неурегулированность, как показывает практика, приводит к соблазну малых или больших злоупотреблений со стороны должностных лиц контролирующих органов».
А вот мнение ведущего юриста юридической компании «Бизнес-консалтинг» Дмитрия Богуславского (
centr@bcons.kiev.ua ): «Повышение статуса ГЭИ означает пополнение списка силовых структур еще одной достаточно мощной организацией, которая в силу слабой нормативной урегулированности своей деятельности может создать немало проблем гражданам и юридическим лицам. Формальным оправданием таких изменений является то, что практически все полномочия инспекции осуществляются исключительно в сфере нарушения законодательства об окружающей среде.
Но проблема в том, что в Украине нормативных актов по данному вопросу, зарегистрированных в Минюсте, более двухсот. Это, не считая законов, постановлений КМУ и разного рода локальных документов, не подлежащих регистрации. Такой обширный нормативный массив, а также то обстоятельство, что дефицит денежных ресурсов зачастую не позволяет предприятиям обеспечивать свои производственные процессы дорогостоящими защитными механизмами (очистительными сооружениями, дымоулавливателями и т. д.) создает для Государственной экологической инспекции условия, при которых ее влияние на предприятия становится почти неограниченным».
Недооценивать ГЭИ в сравнении с другими контролирующими органами вряд ли стоит - руководители этого органа настроены весьма серьезно по отношению к своим полномочиям и возможностям. Так, по словам Виктора Черевко, инспектора в случае нарушения предприятием требований законодательства об охране окружающей среды могут (и должны) подать претензию или иск к нарушителю о возмещении нанесенных им убытков. Одновременно должностное лицо предприятия-нарушителя может быть привлечено к административной ответственности. А при наличии признаков преступления инспекция будет передавать в прокуратуру, органы предварительного следствия и дознания материалы об обнаруженных фактах правонарушений. (К сведению: в новом Уголовном кодексе есть отдельный раздел VIII «Преступления против окружающей среды», содержащий 56 статей.)
Владислав Панфилов, директор юридической фирмы «Джей Кей» (
v_panphilov@mail.ru )
- Из Положения, утвержденного постановлением КМУ от 17.11.2001 г. №1520, непонятно, что же конкретно будут проверять представители Госэкоинспекции на предприятиях? Этот документ не содержит размежевания их полномочий с компетенцией Санэпидемслужбы, Госпожнадзора, Госнадзора за охраной труда и техникой безопасности, Госстандарта и органов надзора за защитой прав потребителей.
На мой взгляд, в Украине и без Государственной экологической инспекции достаточно контролирующих органов, «съедающих» отечественный бюджет. И функции этой структуры можно было с успехом рассредоточить между уже действующими контролирующими органами.
http://www.companion.ua/Articles/Con...27&Callback=46 источник
Основные задачи новой структуры такие: мониторинг окружающей среды, расследование экологических катастроф и наблюдение за предприятиями-загрязнителями.
Чтобы предотвратить коррупцию, выдавать лицензии будут одни инспекторы, а наказывать - другие.